понедельник, 2 февраля 2015 г.


ВАРИАНТ II


I уровень


I. Выберите из правого столбца таблицы правильное объяснение терминов.


1. Перифраза
А. Стилистический прием, состоящий в назывании части вместо целого, частного вместо общего, и наоборот
2. Гипербола
Б. Стилистическая фигура, предполагающая перечисление, в котором каждое последующее слово или словосочетание выражает более сильную степень качества или действия
3. Синекдоха
В. Стилистическая фигура, состоящая в сопоставлении слов или словосочетаний, резко различных или противоположных по смыслу
4. Эпифора
Г. Членение цельного высказывания на интонационно самостоятельные части, используемое для большей выразительности речи
5. Градация
Д. Образное, художественное определение
6. Эллипсис
Е. Стилистический оборот, в котором сочетаются лексически контрастные слова, создающие неожиданное смысловое единство
7. Антитеза
Ж. Стилистическая фигура, состоящая в образном преувеличении
8. Оксюморон
З. Оборот речи, состоящий в замене слова или имени описательным сочетанием, используемый во избежание повторов и для создания выразительности речи
9. Парцелляция
И. Фигура речи, состоящая в пропуске какого-либо слова, которое легко подразумевается из контекста
10. Эпитет
К. Повторение в конце фразы или стихотворных строк слова, словосочетания

 
II. Укажите предложения, в которых использованы метафоры. Выпишите их.

1. О чем ты воешь, ветр ночной, / О чем так сетуешь безумно? (Ф.Тютчев) 2. Ветер донес звуки ружейной, частой, как дождь бьет по окнам, перестрелки. (Л.Толстой) 3. Винтовка со стуком покатилась по ледяному горбу тротуара. (М.Булгаков) 4. Душа людская – та же льдина / И так же тает от лучей. (М.Цветаева) 5. И ты пришла… Ты гонишь прочь / Зловещих птиц – мои печали. (Н.Гумилев) 6. Ее любовь к сыну была подобна безумию. (М.Горький) 7. Пчела из кельи восковой / Летит за данью полевой. (А.Пушкин)

III. Определите, какие средства языковой выразительности использованы в предложениях.

1. Тонкий лимонный лунный свет. (С.Есенин) 2. Смотри, ей весело грустить / Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова) 3. Я смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Восемь лет не видел я Горюхина. (А.Пушкин) 4. Но вот ветер набежал, и зашумели верхушки, словно падающие волны. (И.Тургенев) 5. Осенней неги поцелуй горел в лесах… (Н.Гумилев) 6. Он тоже пошел. В магазин. Купить сигарет. (В.Шукшин) 7. Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом!../ Что ищет он в стране далекой? / Что кинул он в краю родном? (М.Лермонтов) 8. Приехав домой, Лаевский и Надежда Федоровна вошли в свои темные, душные, скучные комнаты. (А.Чехов)

II уровень

I. Охарактеризуйте использованные в предложениях средства языковой выразительности.

1. Миллион казацких шапок высыпал на площадь. (Н.Гоголь) 2. Луна хохотала, как клоун. (С.Есенин) 3. Ты бродила по опушке леса – / Девушка без крови и без веса. (И.Северянин) 4. И меркнет звезд алмазный трепет / В безвольном  холоде зари. (М.Волошин) 5. Воют в сумерки долгие, зимние, / Волки грозные с тощих полей. (С.Есенин) 6. Солнце – мое. Я его никому не отдам. Ни на час, ни на луч, ни на взгляд. (М.Цветаева) 7. Нагло скромен дикий взор! (А.Блок)

 

 II. Охарактеризуйте использованные в стихотворных отрывках средства языковой выразительности.

1.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И дольше века длится день.
И не кончается объятье.
(Б.Пастернак)

2.
Полюбил богатый – бедную,
Полюбил ученый – глупую,
Полюбил румяный – бледную,
Полюбил хороший – вредную:
Золотой – полушку медную.
(М.Цветаева) 

3.
И снится Разину – сон:
Словно плачет болотная цапля.
И снится Разину – звон:
Ровно капельки серебряные каплют.
И снится Разину дно:
Цветами – что плат ковровый.
И снится лицо одно –
Забытое, чернобровое.
(М.Цветаева)

4.
Моя любовь к тебе сейчас – слоненок,
Родившийся в Берлине иль в Париже,
И топающий ватными ступнями
По комнате хозяина зверинца…
(Н.Гумилев)

5.
Я замираю у окна,
И в черной чаше небосвода,
Как золотая капля меда,
Сверкает сладостно луна.
(В. Набоков)
 

III уровень 

I. Какие средства языковой выразительности встречаются в тексте Б. Пастернака?

Луга мутило жаром лиловатым,
В лесу клубился кафедральный мрак.
Что оставалось в мире целовать им?
Он весь был их, как воск на пальцах мяк…
Текли лучи. Текли жуки с отливом,
Стекло стрекоз сновало по щекам.
Был полон лес мерцаньем кропотливым,
Как под щипцами у часовщика. 

II. Напишите небольшой текст, используя в нем предложенные тропы и фигуры.

Метафора/олицетворение, сравнение, оксюморон/антитеза, инверсия, перифраза.

1 комментарий:

  1. Можете ответить, что такое синекдоха. И возможно этим заболеть

    ОтветитьУдалить