Памятка
1.
Проблема
– это вопрос, над которым рассуждает автор.
2.
Проблематика текстов: человек и общество,
человек и природа, человек и культура, человек и человек
3.
Для определения проблемы
1)
Выявите основную мысль текста (о чем? Чему посвящен?)
2)
Запишите в виде законченного предложения
3)
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение
4)
Запишите этот вопрос, который и будет являться
проблемой текста.
Например, в тексте говорится о том, что человек должен с уважением относиться
к родному языку (= авторская позиция), формулируем вопрос: Каким должно быть
отношение человека к родному языку? (= проблема)
4.
Выявление проблемы в художественном тексте:
1)
Проанализируйте поступки, отношения героев
2)
Определите, какие положительные или
отрицательные качества проявляются в этих поступках, отношениях
3)
Подберите абстрактные существительные, которые
называют соответствующие качества (долг, совесть, благородство, равнодушие,
черствость, эгоизм)
4)
Сформулируйте проблему, используя ключевые слова
5.
Комментарий
– оценка прочитанного
6.
Пример-иллюстрация
– это связь с проблемой, информация текста, которая сопровождается пояснениями
учащегося
Например, прямое цитирование: «Духовная
жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная»,
- пишет Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и
сотни жизней, принимаем решения, которые отделяют наши поступки.
Косвенное цитирование: Автор
подчеркивает, что поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует
саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который
позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на
совершенствования себя и мира вокруг нас.
Размышляя над фактами, событиями,
которые описываются в тексте.
В. Астафьев изображает мальчишек, которые
спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле
проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый
способен рисковать собой ради животных.
7.
Клише (пояснения к примерам)
·
Поступок героя показывает
·
Слова (мысли) героя позволяют понять
·
Эти события автор описывает, чтобы
8. Смысловая связь между примерами
·
Противопоставляя эти примеры (этих героев),
автор показывает…
·
Сравнивая …, мы можем увидеть…
·
Что стало причиной этих событий (поступков
героя)? Об этом автор пишет далее.
·
Это рассуждение приводит автора к выводу о том,
что
9.
Смысловая связь в сочинении может быть заявлена
следующим образом
·
(в начале комментария) Размышляя над проблемой,
автор сопоставляет (противопоставляет) поведение (поступки) героя до и после
события
·
(между примерами) Чтобы убедить в правильности
такого мнения, автор противопоставляет ему абсолютно непродуманное и нелогичное
мнение оппонента
·
(в конце комментария) И обращение к личному
опыту, и авторитетное свидетельство ученых, дополняя друг друга, позволяют
автору убедительно отстоять свою точку зрения.
Комментариев нет:
Отправить комментарий