пятница, 12 апреля 2019 г.

для сочинения


Памятка
1.       Проблема – это вопрос, над которым рассуждает автор.
2.       Проблематика текстов: человек и общество, человек и природа, человек и культура, человек и человек
3.       Для определения проблемы
1)      Выявите основную мысль текста (о чем? Чему посвящен?)
2)      Запишите в виде законченного предложения
3)      Определите, на какой вопрос отвечает это предложение
4)      Запишите этот вопрос, который и будет являться проблемой текста.
Например, в тексте говорится о том, что человек должен с уважением относиться к родному языку (= авторская позиция), формулируем вопрос: Каким должно быть отношение человека к родному языку? (= проблема)
4.       Выявление проблемы в художественном тексте:
1)      Проанализируйте поступки, отношения героев
2)      Определите, какие положительные или отрицательные качества проявляются в этих поступках, отношениях
3)      Подберите абстрактные существительные, которые называют соответствующие качества (долг, совесть, благородство, равнодушие, черствость, эгоизм)
4)      Сформулируйте проблему, используя ключевые слова
5.       Комментарий – оценка прочитанного
6.       Пример-иллюстрация – это связь с проблемой, информация текста, которая сопровождается пояснениями учащегося
Например, прямое цитирование: «Духовная жизнь мне представляется в тысячу раз богаче, чем жизнь внешняя, проявленная», - пишет Амонашвили. Действительно, внутри себя мы порой проживаем десятки и сотни жизней, принимаем решения, которые отделяют наши поступки.
Косвенное цитирование: Автор подчеркивает, что поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствования себя и мира вокруг нас.
Размышляя над фактами, событиями, которые описываются в тексте.
В. Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.
7.       Клише (пояснения к примерам)
·         Поступок героя показывает
·         Слова (мысли) героя позволяют понять
·         Эти события автор описывает, чтобы
8.       Смысловая связь между примерами
·         Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
·         Сравнивая …, мы можем увидеть…
·         Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.
·         Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что
9.       Смысловая связь в сочинении может быть заявлена следующим образом
·         (в начале комментария) Размышляя над проблемой, автор сопоставляет (противопоставляет) поведение (поступки) героя до и после события
·         (между примерами) Чтобы убедить в правильности такого мнения, автор противопоставляет ему абсолютно непродуманное и нелогичное мнение оппонента
·         (в конце комментария) И обращение к личному опыту, и авторитетное свидетельство ученых, дополняя друг друга, позволяют автору убедительно отстоять свою точку зрения.

Комментариев нет:

Отправить комментарий