воскресенье, 11 февраля 2018 г.

экзамен по русскому языку (собеседование) 9 класс

Mодель  итогового собеседования
       Ученик – учитель   (ведётся аудиозапись)
       15 минут на экзаменуемого
       4 задания
       Задания представлены на распечатанных карточках
1. Выразительное чтение
2. Пересказ текста с включением приведенного высказывания
3. Монологическое высказывание
4. Диалог
Зачёт: 10 и более из 19 баллов

Выразительное чтение
Выразительность — важное требование, предъявляемое к чтению учащихся.
Выразительным  называется такое громкое чтение, в процессе которого читающий с достаточной ясностью выражает мысли и чувства, вложенные автором в произведение.

Прочитать текст выразительно, значит:
1) раскрыть характерные особенности образов, картин, изображенных в нём
2) показать отношение автора к событиям, к поступкам героев;
3) передать основную эмоциональную тональность, присущую произведению.

Признаки выразительного чтения:
       умение соблюдать паузы и логические ударения, передающие замысел автора;
       умение соблюдать интонации вопроса, утверждения, а также придавать голосу нужные эмоциональные окраски;
       хорошая дикция, ясное, четкое произношение звуков, достаточная громкость, темп.
Интонация —   (от лат. intonare — громко произносить) ритмико-мелодическая сторона речи, служащая средством выражения  эмоционально насыщенной мысли.
          Компоненты интонации
          Логическое ударение
          Мелодика
          Паузы
          Темп речи

 Мелодика — чередование повышения и понижения голоса в зависимости от смысла высказывания (вопрос, утверждение, восклицание).
     Каждая фраза имеет свой мелодический рисунок.
       В повествовательных предложениях голос к концу фразы понижается.
      В вопросительных предложениях голос вначале повышается, причём повышение голоса приходится на то слово, в котором заключена суть вопроса; затем к концу фразы  голос понижается.
              В восклицательных предложениях  голос   к концу фразы повышается.
Знаки препинания — это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться. (К. Паустовский)
       Знаки препинания являются основными указателями места логических пауз и их длительности. 
        Так как знаки препинания обозначают различную степень законченности мысли, они тем самым подсказывают и нужную длительность пауз.

Логические правила устной речи
  1. Если во фразе имеется противопоставление, то выделяются оба противопоставляемых слова:  Вопрос в том, кого мы жалеем – других или себя?
  2. При сочетании двух существительных выделяется то, которое стоит в родительном падеже: Демократия – это власть народа.
  3. При сравнении выделяется то, с чем сравнивается, а не предмет сравнения:  Кленовый лист напоминает нам янтарь. (Н. Заболоцкий)
  4. Прилагательное обычно не принимает на себя ударения. Определение как бы сливается с определяемым словом, которое несколько выделяется: Жёлтые листья сплошным ковром покрывают землю.
  5. Если к слову относится несколько определений, то они выделяются все, кроме последнего, которое сливается с определяемым словом: Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!   (И. Тургенев).
  6. Частицы «не» и «ни» интонационно не выделяются. Они сливаются со словом, к которому относятся, причем ударение падает на само слово: Как ни старайся, ничего у тебя не выйдет.

Темп чтения
       Темп чтения (степень быстроты произношения текста) также влияет на выразительность.
       Общее требование к темпу выразительного чтения — соответствие его темпу устной речи: слишком быстрое, как и чересчур замедленное чтение с излишними паузами, трудно воспринимается.
        В зависимости от картины, рисуемой в тексте, темп меняется, ускоряясь или замедляясь соответственно содержанию.
       Изменение темпа является хорошим приёмом характерной окраски речи при чтении диалога.

Алгоритм подготовки к выразительному чтению
  1. Внимательно прочитайте текст. Постарайтесь представить то, о чём в нём говорится.
  2. Определите тему, основную мысль, основной тон высказывания.
  3. Подумайте, с какой целью вы будете читать этот текст, в чём будете убеждать своих слушателей.
  4. Обращайте внимание на знаки препинания: они указывают на места логических пауз и их длительность.
  5. Найдите слова, на которые падает логическое ударение.
  6. Прочитайте предложенный отрывок про себя, разделив каждое предложение на смысловые отрезки, чтобы при чтении вслух использовать правильную интонацию.
  7. Прочитайте текст сначала шёпотом, а потом вслух.
  8. Не торопитесь при чтении текста, выдерживайте средний темп речи.

Последовательность подготовки к пересказу текста
  1. Прочитайте текст, уточните логику изложения содержащейся в нём информации. Сформулируйте тему текста  (о чём говорится в тексте ?) и его основную мысль  (что хотел сказать автор? ).
  2. Обратите внимание на ключевые слова  в текстах разных типов: глаголы, деепричастия и наречия (повествование), существительные, прилагательные и причастия (описание), слова со значением логической последовательности явлений, событий, фактов, мысли (рассуждение).
  3. Установите количество микротем  в тексте.
  4. Определите микротему, содержание которой можно дополнить приведённым в задании высказыванием.
  5. Выделите в тексте главную  (основную) и второстепенную  (дополнительную) информацию. Используйте приёмы сокращения текста: исключение второстепенных деталей, обобщение единичных явлений и фактов.
  6. 6. Определите место включения в пересказ предложенного в задании высказывания. Выберите способ цитирования.
  7. 7. Составьте план текста.
  8. 8.  Перескажите текст по плану.

Способы включения высказывания в текст

Предложения с прямой речью
      Сергей Павлович Королёв сказал о Гагарине: «Он дал людям веру в их собственные силы, в их возможности, дал силу идти увереннее, смелее к своей мечте… Это – Прометеево деяние…» 

Предложения с косвенной речью
        Сергей Павлович Королёв сказал, что Гагарин дал людям веру в их собственные силы и возможности, сделал людей более смелыми. 

Предложения с вводными конструкциями
       По словам Сергея Павловича Королёва, Юрий Гагарин «дал людям веру в их собственные силы, в их возможности».

Подготовка к монологу
На собеседовании вам предстоит создать небольшое монологическое высказывание одного из типов:
       описание запечатлённого на фотографии (тема 1);
       повествование на основе своего жизненного опыта (тема 2);
       рассуждение по заданному вопросу (тема 3).

Описание
  1. Определите тему монологического высказывания (праздник, чтение, спорт, отдых и др.).
  2. Рассмотрите фотографию очень внимательно.  Как правило, на ней запечатлены люди, совершающие какие-либо действия (или занимающиеся каким-либо видом деятельности). Выделите на снимке главное и ответьте на вопросы: кто изображён на фотографии и чем он занят? о чём, возможно, думает? какие чувства скорее всего испытывает?  Обязательно связывайте свои ответы с темой описания!
  3. Обратите внимание на примерный план, предложенный в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
  4. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Повествование
  1. Определите тему монологического высказывания (праздник, поход, загородная поездка, учебное мероприятие и др.).
  2. Выберите из событий своей жизни то, о котором будете рассказывать. Ответьте на вопросы: где и когда произошло событие? кто его участники? как событие планировалось, подготавливалось (начиналось)? Затем восстановите последовательность развития события (рассказывая о нём, вы можете использовать слова сначала, затем, после, в итоге и др.) Обязательно поразмышляйте об отношении участников события к происходившему. Вспомните, чем всё завершилось. Сделайте вывод.
  3. Постройте повествование, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
  4. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Рассуждение
  1. Определите тему монологического высказывания и главный вопрос, на который вам предстоит ответить (они сформулированы в карточке участника собеседования).
  2. Вспомните, как строится текст-рассуждение. Сформулируйте тезис (мысль, которую вы будете обосновывать), подберите доказательства (примеры, которыми подтверждается тезис), сделайте вывод. Используйте сложноподчинённые предложения, которые позволяют выразить значения причины, цели, следствия и др. Помните, что ваше высказывание не должно быть категоричным (достичь этого помогают вводные конструкции я думаю, мне представляется, возможно, вероятно, по-видимому и др.)
  3. Постройте рассуждение, пользуясь примерным планом, предложенным в карточке участника собеседования. Постарайтесь включить все пункты этого плана в свой ответ.
  4. Не забывайте о количественном показателе: не менее 10 фраз.

Подготовка к диалогу
  1. Внимательно выслушайте вопрос.
  2. В каждом вопросе выделите ключевые слова, которые будут использованы в вашем ответе.
  3. Избегайте односложных ответов: да, нет, конечно и т.п.
  4. Чтобы избежать односложных ответов, используйте сложноподчинённые предложения с придаточными причины, условия, следствия.
  5. Смягчайте категоричность своих утверждений вводными словами: я думаю; как мне кажется; по-видимому и т.п.
  6. Особое внимание обратите на  вопросы,    требующие развёрнутого ответа (Что Вы посоветуете…?).
  7. При развёрнутом ответе на вопрос используйте слова-рубрикаторы: во-первых, во-вторых, наконец.
  8. Выстраивая рассуждение-рекомендацию, располагайте информацию в определённом порядке, соответствующем логике рассуждения.
  9.  Используйте средний темп речи, который позволяет продумывать продолжение речи.
  10. Избегайте длительных пауз.
  11. Следите за правильностью и чистотой речи. Избегайте слов-паразитов. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий