воскресенье, 29 ноября 2015 г.

Краткие методические пояснения


Краткие методические пояснения
1.       Время
Это тематическое направление ориентировано на следующие размышления выпускников:
·         Специфика изображения времени в художественном произведении (Времена года в литературе: кто из авторов Вам ближе? Как мир человеческих чувств соотносится с временами года?);
·         Человек и время (Как время влияет на человека?);
·         Человек и эпоха (Как эпоха влияет на отношение к жизни и формирование нравственных ценностей молодёжи? Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей?);
·         Быстротечность времени (Согласны ли Вы с утверждением Э.Юнга: «Время, затраченное впустую, есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь»? Почему время – главный враг человека в произведениях А.П.Чехова?)
2.       Дом
Нацелено на размышления о доме как важнейшей ценности бытия, нравственной опоре в жизни человека.
По справедливому замечанию писателя Фазиля Искандера, существует «литература дома» («литература достигнутой гармонии») и «литература бездомья» («литература тоски по гармонии»).
Дом – это быт и стиль жизни, привычный уклад и традиции определенной семьи. Это место, где можно укрыться от жизненных бурь, потому что здесь тебя окружают близкие люди, которые всегда помогут. Это то ближайшее окружение, которое формирует характер человека.
Бездомье – это отсутствие дома, семьи, поддержки близких, обреченность на вечное скитание, разлука с Родиной, которые негативно влияют на характер человека и заставляют его мучительно страдать от осознания своего одиночества в окружающем мире.
Как отмечает Ф.Искандер, «литература дома имеет ту простую человеческую особенность, что рядом с её героями хотелось бы жить, ты под крышей дружеского дома, ты укрыт от мировых бурь, ты рядом с доброжелательными, милыми хозяевами. И здесь в гостеприимном и уютном доме ты можешь «поговорить по душам», поразмышлять и о судьбах мира, и о собственных страхах».
По мысли писателя, отличительная особенность «литературы бездомья» в том, что она «не имеет стен, и ты сам будто бы открыт со всех сторон, не защищен, ты чувствуешь себя раздетым и беспомощным. Она как бы испытывает тебя в условиях настоящей трагедии, ты заворожен, затянут видением бездны  жизни, но всегда жить рядом с этой бездной не хочешь"
В классической литературе 19 века преобладает образ Дома, а в лит-ре начала 20 века – образ Бездомья.
3.       Любовь
Направление дает возможность рассмотреть любовь как высокое явление, облагораживающее и возвышающее человека; рассуждать о ее светлых и трагических сторонах.
Может быть предложено подумать над следующими проблемами:
·         Проблема истинной любви (В чем проявляется истинная любовь и не выдумка ли это?)
·         Проблема преодоления эгоизма в любви (Что важнее: любить или быть любимым?)
·         Проблема соотношения любви и ревности (В чем счастье и драма любви? Может ли любовь нести человеку несчастье? Как чувство ревности влияет на внутренний мир и поступки человека? Может ли любовь быть без ревности?)
·         Проблема самоотверженной родительской любви (Согласны ли Вы с утверждением о том, что родительская любовь носит самоотверженный характер? В чем, по-вашему, должна проявляться родительская любовь?)
·         Проблема чрезмерной родительской любви (Почему чрезмерная любовь и опека ребенка родителями – недопустимая крайность в воспитании подрастающего поколения?)
·         Проблема любви к Родине (Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он ни был, доказывается не словом, а делом»?)
·         Проблема любви к братьям нашим меньшим (Нужно ли относиться с любовью ко всему живому?)
4.       Путь
Диапазон размышлений в рамках этого направления достаточно широк: от дорожных впечатлений к раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средстве достижения.
·         Проблема свободы выбора жизненного пути (Жизненный путь человека: свободный выбор каждого или предопределенность судьбы? Что влияет на выбор человеком жизненного пути? Согласны ли Вы с утверждением Нострадамуса о том, что жизненный путь некоторых литературных героев – это путь материальных обретений и духовных утрат? Всегда ли цель оправдывает средства? Чем опасна свобода без ограничений?)
·         Проблема поиска смысла жизни (Долгая дорога к себе: духовные искания каких лит-ных героев вам ближе и почему? Какую жизнь можно считать прожитой не зря? Согласны ли Вы с утверждением К.Д. Ушинского: «Цель в жизни является сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья?»)
·         Проблема обретения человеком счастья в жизни (Согласны ли Вы с утверждением Д.С. Лихачева: «Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть на время забыть о своих интересах, о себе»? Какие представления человека о счастье осуждают писатели-классики и почему?)
5.       Год литературы
Направление связано с рассмотрением лит-ры как величайшего культурного феномена.
·         Роль книги в жизни человека (Способна ли книга сделать человека лучше? Согласны ли Вы с утверждением А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»? Можно ли обойтись без книг? Почему книги требуют бережного к себе отношения?)
·         Значение лит-ры в жизни общества (Какие вопросы задает жизни лит-ра? Помогает ли лит-ра человеку познать самого самого себя? Какие нравственные уроки, с вашей точки зрения, сможет преподать лит-ра? Согласны ли Вы с утверждением Д.С. Лихачева: «Литература – это совесть общества, его душа?»)
·         Отношение читателей к лит-ным героям (Кто для Вас идеальный литературный герой? Какой литературный герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий ее? Кто из героев литературы Вам интересен и почему? Кого из лит-ных героев Вы узнаете в своих совремеменниках?)


Комментариев нет:

Отправить комментарий