Краткие методические пояснения
1.
Время
Это тематическое
направление ориентировано на следующие размышления выпускников:
·
Специфика изображения времени в художественном произведении
(Времена года в литературе: кто из
авторов Вам ближе? Как мир человеческих чувств соотносится с временами года?);
·
Человек и время (Как время влияет на человека?);
·
Человек и эпоха (Как эпоха влияет на отношение к жизни и формирование нравственных
ценностей молодёжи? Как эпоха влияет на взаимоотношения отцов и детей?);
·
Быстротечность времени (Согласны ли Вы с утверждением Э.Юнга: «Время, затраченное впустую,
есть существование; время, употребленное с пользой, есть жизнь»? Почему время –
главный враг человека в произведениях А.П.Чехова?)
2.
Дом
Нацелено на
размышления о доме как важнейшей ценности бытия, нравственной опоре в жизни
человека.
По справедливому
замечанию писателя Фазиля Искандера, существует «литература дома» («литература достигнутой гармонии») и «литература
бездомья» («литература тоски по гармонии»).
Дом – это быт и
стиль жизни, привычный уклад и традиции определенной семьи. Это место, где
можно укрыться от жизненных бурь, потому что здесь тебя окружают близкие люди,
которые всегда помогут. Это то ближайшее окружение, которое формирует характер
человека.
Бездомье – это отсутствие
дома, семьи, поддержки близких, обреченность на вечное скитание, разлука с
Родиной, которые негативно влияют на характер человека и заставляют его
мучительно страдать от осознания своего одиночества в окружающем мире.
Как отмечает
Ф.Искандер, «литература дома имеет ту
простую человеческую особенность, что рядом с её героями хотелось бы жить, ты
под крышей дружеского дома, ты укрыт от мировых бурь, ты рядом с
доброжелательными, милыми хозяевами. И здесь в гостеприимном и уютном доме ты
можешь «поговорить по душам», поразмышлять и о судьбах мира, и о собственных
страхах».
По мысли
писателя, отличительная особенность «литературы
бездомья» в том, что она «не имеет
стен, и ты сам будто бы открыт со всех сторон, не защищен, ты чувствуешь себя
раздетым и беспомощным. Она как бы испытывает тебя в условиях настоящей
трагедии, ты заворожен, затянут видением бездны
жизни, но всегда жить рядом с этой бездной не хочешь"
В классической
литературе 19 века преобладает образ Дома, а в лит-ре начала 20 века – образ Бездомья.
3.
Любовь
Направление дает
возможность рассмотреть любовь как высокое явление, облагораживающее и
возвышающее человека; рассуждать о ее светлых и трагических сторонах.
Может быть
предложено подумать над следующими проблемами:
·
Проблема истинной любви (В чем проявляется истинная любовь и не выдумка ли это?)
·
Проблема преодоления эгоизма в любви (Что важнее: любить или быть любимым?)
·
Проблема соотношения любви и ревности (В чем счастье и драма любви? Может ли
любовь нести человеку несчастье? Как чувство ревности влияет на внутренний мир
и поступки человека? Может ли любовь быть без ревности?)
·
Проблема самоотверженной родительской любви (Согласны ли Вы с утверждением о том, что
родительская любовь носит самоотверженный характер? В чем, по-вашему, должна
проявляться родительская любовь?)
·
Проблема чрезмерной родительской любви (Почему чрезмерная любовь и опека ребенка
родителями – недопустимая крайность в воспитании подрастающего поколения?)
·
Проблема любви к Родине (Согласны ли Вы с утверждением В.Г. Белинского: «Патриотизм, чей бы он
ни был, доказывается не словом, а делом»?)
·
Проблема любви к братьям нашим меньшим (Нужно ли относиться с любовью ко всему
живому?)
4.
Путь
Диапазон размышлений
в рамках этого направления достаточно широк: от дорожных впечатлений к
раздумьям о судьбе человека, образе его жизни, выборе цели и средстве
достижения.
·
Проблема свободы выбора жизненного пути (Жизненный путь человека: свободный выбор
каждого или предопределенность судьбы? Что влияет на выбор человеком жизненного
пути? Согласны ли Вы с утверждением Нострадамуса о том, что жизненный путь
некоторых литературных героев – это путь материальных обретений и духовных
утрат? Всегда ли цель оправдывает средства? Чем опасна свобода без
ограничений?)
·
Проблема поиска смысла жизни (Долгая дорога к себе: духовные искания
каких лит-ных героев вам ближе и почему? Какую жизнь можно считать прожитой не
зря? Согласны ли Вы с утверждением К.Д. Ушинского: «Цель в жизни является
сердцевиной человеческого достоинства и человеческого счастья?»)
·
Проблема обретения человеком счастья в жизни (Согласны ли Вы с утверждением Д.С. Лихачева:
«Счастья достигает тот, кто стремится сделать счастливым других и способен хоть
на время забыть о своих интересах, о себе»? Какие представления человека о
счастье осуждают писатели-классики и почему?)
5.
Год литературы
Направление связано
с рассмотрением лит-ры как величайшего культурного феномена.
·
Роль книги в жизни человека (Способна ли книга сделать человека лучше? Согласны ли Вы с
утверждением А.Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
Можно ли обойтись без книг? Почему книги требуют бережного к себе отношения?)
·
Значение лит-ры в жизни общества (Какие вопросы задает жизни лит-ра? Помогает
ли лит-ра человеку познать самого самого себя? Какие нравственные уроки, с
вашей точки зрения, сможет преподать лит-ра? Согласны ли Вы с утверждением Д.С.
Лихачева: «Литература – это совесть общества, его душа?»)
·
Отношение читателей к лит-ным героям (Кто для Вас идеальный литературный герой?
Какой литературный герой Вам ближе: созерцающий жизнь или преобразующий ее? Кто
из героев литературы Вам интересен и почему? Кого из лит-ных героев Вы узнаете
в своих совремеменниках?)
Комментариев нет:
Отправить комментарий