1.
Соответствие теме;
2.
аргументация и использование литературных источников;
3.
композиция;
4.
качество речи;
5.
грамотность.
1. Нельзя писать сочинение по
произведению, которое вы не читали. Ваше незнание всегда будет заметно
преподавателю, и вы рискуете получить замечание типа «Тема не понята и не
раскрыта», или «Работа носит поверхностный характер», или неудовлетворительную оценку
по литературе.
2. Знаете ли вы исторический и
литературный фон создания произведения, его историю, основные факты жизни
писателя (особенно те, когда было написано произведение)?
3. Понятен ли смысл названия и можете ли
вы объяснить его? А тему и идею?.
4. Какие основные проблемы поставил автор?
( «ума» - «Горе от ума», истинного и ложного патриотизма – «Война и мир»,
счастья, положительного героя, «лишнего человека» и др.).
5. Можете ли вы пересказать сюжет и
выделить в нем основные части конфликта? Какой характер носит конфликт?
(идеологический – в «Преступлении и наказании», социальный – в «Грозе»,
психологический – в рассказе «После бала»).
6. В чем, по-вашему, особенности
композиции? Назовите ее основные части и эпизоды, им соответствующие.
7. Понятна ли вам система персонажей в
произведении и то, как герои соотносятся между собой? (антиподы – Штольц и
Обломов, сопоставление – князь Андрей и Пьер).
8. Понятна ли авторская позиция? С помощью
каких художественных приемов (интерьер, пейзаж, сны, монологи, художественные
детали, лирические отступления и др.) можно выявить ее?
9. Сумеете ли вы отметить основные черты
стиля данного писателя (лаконизм, внимание к мелочам и др.)?
10. Внимательно изучите каждое слово темы.
Возможно, здесь есть зацепка для вступления или другой части работы.
Тему-повествование измените на тему-вопрос. Например, тема – «Образ Чацкого».
а) Какими художественными приемами Грибоедов создал образ Чацкого? б) Чем близок Чацкий нашему времени? и т.п.
Это и будет основная мысль вашей работы.
а) Какими художественными приемами Грибоедов создал образ Чацкого? б) Чем близок Чацкий нашему времени? и т.п.
Это и будет основная мысль вашей работы.
11. Напишите план
а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное.
б) Основная часть (озаглавьте ее) - аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала.
а) Вступление (озаглавьте его!): историческое, биографическое, сопоставительное, аналитическое, цитатное, личностное.
б) Основная часть (озаглавьте ее) - аргументы, основанные на анализе текста и знании литературоведческого материала.
в) Заключение (озаглавьте его!). Здесь не
должно быть высказываний критиков как завершение работы. Подведите итог своим
рассуждениям: что увидели? отметили? в чем значение, актуальность, ценность
образов, произведения для истории литературы?
12. Не занимайтесь пересказом: это не
изложение. Не перегружайте сочинение цитатами, особенно стихотворными.
Достоинство цитаты – краткость и уместность. В то же время работа без цитат
заставит усомниться в знании вами текста.
13. Части работы должны быть соразмерны,
логически связаны и последовательны. Помните о роли абзацев.
14. Не «перехваливайте» классиков:
«гениальный», «великий национальный» и т.п. Избегайте речевых штампов и
повторов.
Комментариев нет:
Отправить комментарий