понедельник, 8 октября 2018 г.

Итоговое сочинение по литературе 5 декабря. Направления.

Отцы и дети
Данное направление обращено к вечной проблеме человеческого бытия, связанной с неизбежностью смены поколений, гармоничными и дисгармоничными взаимоотношениями «отцов» и «детей».
Эта тема затронута во многих произведениях литературы, где рассматриваются различные типы взаимодействия между представителями разных поколений (от конфликтного противостояния до взаимопонимания и преемственности) и выявляются причины противоборства между ними, а также пути их духовного сближения.
Примеры тем:
1. Какие уроки можно извлечь из противостояния представителей разных поколений?
2. Спор поколений — вечный или временный?
3. Всегда ли конфликт между отцами и детьми приводит к вражде?
4. Есть ли победители и побежденные в споре отцов и детей?
5. Какое влияние старшие могут оказать на своих детей?
Мечта и реальность
Понятия «мечта» и «реальность» во многом противопоставлены и одновременно тесно связаны, они нацеливают на осмысление различных представлений о мире и смысле жизни, на раздумье о том, как реальность порождает мечту и как мечта человека поднимает его над обыденностью.
В литературе немало героев, по-разному относящихся к мечте: одни воодушевлены благородными устремлениями и готовы их воплотить в жизнь, другие оказались в плену прекраснодушных мечтаний, третьи лишены высокой мечты и подчинены низменным целям.
Примеры тем:
1. Когда возникает конфликт между мечтой и реальностью?
2. Как вы понимаете фразу «мечтать не вредно»?
3. О каком человеке говорят, что он «витает в облаках»?
4. Как связаны между собой мечта и реальность?
5. Почему мечты не всегда становятся реальностью?
Месть и великодушие
В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.
Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.
Примеры тем:
1. Что значит достойно пережить поражение?
2. Сила или слабость человека проявляется в великодушии?
3. Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» — «милость к падшим призывал»?
4. Почему человеку иногда приходится делать выбор между местью и великодушием?
5. Может ли мстительный человек быть счастливым?
Искусство и ремесло
Темы данного направления актуализируют представления выпускников о предназначении произведений искусства и мере таланта их создателей, дают возможность поразмышлять о миссии художника и его роли в обществе, о том, где заканчивается ремесло и начинается искусство.
Литература постоянно обращается к осмыслению феномена творчества, изображению созидательного труда, помогает раскрыть внутренний мир персонажа через его отношение к искусству и ремеслу.
Примеры тем:
1. В чём ценность искусства?
2. Можно ли без любви к своему делу стать профессионалом?
3. Над каким искусством время невластно?
4. Верите ли вы, что можно стать хорошим ремесленником за короткое время?
5. Какими качествами должен обладать человек, чтобы овладеть искусством?
Доброта и жестокость
Данное направление нацеливает выпускников на раздумье о нравственных основах отношения к человеку и всему живому, позволяет размышлять, с одной стороны, о гуманистическом стремлении ценить и беречь жизнь, с другой – об антигуманном желании причинять страдание и боль другим и даже самому себе.
Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

Примеры тем:
1. Может ли доброта принести человеку разочарование?
2. Почему доброта и жестокость встречаются вместе?
3. Нужно ли сдерживать в себе доброту?
4. Что в большей степени управляет человеком: доброта или жестокость?
5. Как человек может воспитывать в себе доброту?


Комментариев нет:

Отправить комментарий