Приемы привлечения текста литературного источника в работе над
сочинением
Для построения рассуждения на
предложенную тему и для аргументации своей позиции, в сочинении необходимо
использовать литературный материал. Поэтому от вас потребуется знание
содержания художественных произведений и умение правильно включать литературный
материал в текст своего сочинения.
Приемы привлечения текста в процессе работы над сочинением.
1.
Ссылка,
указание на произведение, определенный эпизод, высказывание автора,
персонажа и т.д. Этот прием обычно используется при анализе крупных эпических произведений
и позволяет в самом общем виде передать их содержание (что особенно важно, если
вы не помните отдельных деталей и подробностей).
В рассказе Е.И. Носова «Красное вино Победы»
есть интересный эпизод: накануне Дня Победы в госпиталь приезжает фотограф и
привозит с собой новенькие гимнастерки, ордена на выбор и даже особые муляжи,
которые на фотографии должны заменить отсутствующие ноги и руки. Так автор
показывает наметившуюся тенденцию «лакировки войны». Калекам не место на
праздничной фотографии – только белозубые улыбки на плакатах, только в полный
рост победители-богатыри, освободившие Европу.
2.
Сжатый
пересказ сюжета, конфликта, этапов становления характера героя.
Вспомним сюжет повести В.Быкова «Сотников». Сотников
и Рыбак – два партизана, добровольно согласившиеся в условиях окружения пойти в
ближайшие села и достать продовольствие для отряда, были схвачены немцами,
допрошены и получили предложение служить полицаями. Сотников отверг возможность
спасения и был повешен, а Рыбак надел мундир полицая и, собственноручно казнив
товарища («ловушка» была ему приготовлена немцами), хотел удавиться, но ему
помешали.
3.
Цитирование.
Цитата – это дословная выдержка из какого-либо произведения. Она должна быть абсолютно точной, включая
орфографию и пунктуацию автора, без изменений и искажений. Едва ли вы помните
наизусть большие прозаические отрывки. Значительно легче цитировать поэтические
произведения, крылатые слова, афоризмы. Однако и в этом случае следует быть
уверенным в точности цитаты.
Если цитата,
идущая до или после слов автора, оформляется как прямая речь, то используются
соответствующая пунктуация, например:
На первый взгляд кажется, что исповедь Мцыри
не несет в себе покаяния: «И о прощанье не молю!» - гордо заявляет герой. Однако
финальная реплика монолога звучит резко контрастно: «… И никого не прокляну!»
Стихотворную цитату,
записанную «в столбик», обычно не заключают в кавычки (кроме тех случаев, когда
в самой цитате есть авторские кавычки, например прямая речь):
В стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус»
философский конфликт задается в форме
двух риторических вопросов:
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Цитируя небольшие
фрагменты стихотворного текста, можно изменять некоторые грамматические формы:
Сравнивая героиню с «гением чистой красоты», поэт использует выражение В.А. Жуковского.
Однако этим
приемом следует пользоваться осторожно, т.к. вмешательство в поэтический текст
может исказить его или привести к грамматической ошибке.
Можно цитировать
небольшие фрагменты, словосочетания, ключевые слова:
Раскольников хочет доказать себе и всем
окружающим, что он не «тварь дрожащая».
4.
Использование
косвенной речи. Предложение с косвенной речью представляет собой
сложноподчиненное предложение, в котором главная часть передает слова автора, а
придаточная – чье-либо высказывание. Косвенная речь передает чужую речь не
дословно, а лишь с сохранением общего содержания, что удобно в ситуации, когда
невозможно проверить точность цитаты. Однако и в этом случае недопустимо
искажение общего смысла высказывания.
Не случайно Раскольников обращается к Богу с
просьбой показать ему путь и обещает, что откажется от своей «проклятой мечты».
(Дословно: «Покажи мне путь мой, а я отрекаюсь от этой проклятой мечты моей»)
Переводя прямую
речь в косвенную, будьте внимательны, чтобы избежать грамматических ошибок: Не случайно поэт пишет, что в наш жестокий
век восславил он свободу (в данном случае была бы уместна конструкция с
прямой речью).
Комментариев нет:
Отправить комментарий