пятница, 19 сентября 2014 г.

Текст для домашнего задания по русскому языку (10 класс)

Озаглавьте текст. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите стиль текста. Какие языковые средства используются для выражения отношения, оценки?

... Сила воли есть один из главнейших признаков гения, есть его мерка.
И как изумительно, как чудесно проявилась эта дивная сила в Ломоносове! Что (бы) понять это вполне, надо забыть наше время, наши отношения, надо перенестись мыслью в ту эпоху жизни России, когда грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда ученье было чем (то) тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и (не) оценимым сокровищем. И в это (то) время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы, в царстве смерти, родился у рыбака сын, который с чего (то) забрал себе в голову, что ему надо, непременно надо учит(?)ся, что без ученья жизнь не в жизнь. Ему этого (н…) кто не толковал, как толкуют это нынче, его даже били за охоту к ученью, как нынче бьют за отвращение к науке. Чуден был этот мальчик, не походил он на добрых людей, и добрые люди, глядя на него, пожимали плечами. Все, и старше его, и моложе его, и ровесники, все смотрели на вещи глазами здравого смысла и, по привычке видеть их каждый день, не видели в них ничего необыкновенного: солнце им казалось большим фонарем, светившим им (пол) года, а чýдное сияние в (полу) годовую ночь – отблеском большого за(ж, жж)ённого костра дров; необозримое море они поч..тали за большой рыбный садок – словом, этим благоразумным людям все казалось обыкновенным, кроме денег и хлеба. Но мальчик смотрел на все другими глазами: в (полу) годовалой ночи он видел что(то) чýдное, скрывшее в себе таинственный смысл, океан манил его в свою неисходную даль, как бы обещая ему объяснить все непонятное, все, что сообщало его душе странные порывы, волновало его грудь неизъяснимою и сладкою тоскою, возбуждало в его уме вопросы за вопросами… Да, мальчик был любимое дитя природы, родной сын между ми(л, лл)ионами пасынков, а между любимым сыном и любящей матерью всегда существует симпатическое чувство, которым они молча понимают друг друга. Но мальчику мало было понимать чувством, он хотел понять разумом; ему мало было любоваться на прекрасную природу, он хотел заставить ее говорить с собою, открыть себе ее заветные тайны – словом, ему хотелось чего-то такого, чего он не умел назвать и чего боялся. И вот он, покорный внутреннему голосу, оставляет любимого отца и невыносимую мачеху, бежит в Москву… Зачем? – Учиться! Кто дал ему средство идти с таким упорством к своей цели? – (Ни) кто, кроме этой могучей воли, которая есть орудие гения!..

(В. Белинский)

Комментариев нет:

Отправить комментарий