Текст для домашнего задания по русскому языку (10 класс)
Озаглавьте текст.
Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Определите стиль текста.
Какие языковые средства используются для выражения отношения, оценки?
... Сила воли есть один из главнейших признаков
гения, есть его мерка.
И как изумительно, как чудесно проявилась эта
дивная сила в Ломоносове! Что (бы) понять это вполне, надо забыть наше время,
наши отношения, надо перенестись мыслью в ту эпоху жизни России, когда
грамотных людей можно было перечесть по пальцам, когда ученье было чем (то)
тождественным с колдовством, когда книга была редкостью и (не) оценимым
сокровищем. И в это (то) время на берегу Ледовитого океана, на рубеже природы,
в царстве смерти, родился у рыбака сын, который с чего (то) забрал себе в
голову, что ему надо, непременно надо учит(?)ся, что без ученья жизнь не в жизнь.
Ему этого (н…) кто не толковал, как толкуют это нынче, его даже били за охоту к
ученью, как нынче бьют за отвращение к науке. Чуден был этот мальчик, не
походил он на добрых людей, и добрые люди, глядя на него, пожимали плечами.
Все, и старше его, и моложе его, и ровесники, все смотрели на вещи глазами
здравого смысла и, по привычке видеть их каждый день, не видели в них ничего
необыкновенного: солнце им казалось большим фонарем, светившим им (пол) года, а
чýдное сияние в (полу) годовую ночь – отблеском большого за(ж, жж)ённого костра дров;
необозримое море они поч..тали за большой рыбный садок – словом, этим
благоразумным людям все казалось обыкновенным, кроме денег и хлеба. Но мальчик
смотрел на все другими глазами: в (полу) годовалой ночи он видел что(то) чýдное,
скрывшее в себе таинственный смысл, океан манил его в свою неисходную даль, как
бы обещая ему объяснить все непонятное, все, что сообщало его душе странные
порывы, волновало его грудь неизъяснимою и сладкою тоскою, возбуждало в его уме
вопросы за вопросами… Да, мальчик был любимое дитя природы, родной сын между
ми(л, лл)ионами пасынков, а между любимым сыном и любящей матерью всегда существует
симпатическое чувство, которым они молча понимают друг друга. Но мальчику мало
было понимать чувством, он хотел понять разумом; ему мало было любоваться на
прекрасную природу, он хотел заставить ее говорить с собою, открыть себе ее
заветные тайны – словом, ему хотелось чего-то такого, чего он не умел назвать и
чего боялся. И вот он, покорный внутреннему голосу, оставляет любимого отца и
невыносимую мачеху, бежит в Москву… Зачем? – Учиться! Кто дал ему средство идти
с таким упорством к своей цели? – (Ни) кто, кроме этой могучей воли, которая есть
орудие гения!..
(В. Белинский)
Комментариев нет:
Отправить комментарий